Обводный канал


Обводный канал
Обводный канал.

Обводный канал.


Обводный канал.
Санкт-Петербург.

Обводный канал, от р. Нева в районе Александро-Невской лавры до р. Екатерингофка. Длина 8,08 км, ширина 21,3 м (в восточной части до 42,6 м), глубина до 3 м, средний расход воды 15 м3/с (в истоке). Пересекает проспект Обуховской Обороны, Днепропетровскую улицу, Лиговский проспект, Боровую улицу, Московский проспект, проспект Газа, Октябрьскую железную дорогу Московского и Витебского направлений. В  Обводный канал впадают pp. Монастырка (справа) и Волковка (слева). В 1769—80 по проекту инженера Л. Л. Карбонье канал с оборонительным валом прорыт от р. Екатерингофка до Лиговского канала (ныне Лиговский проспект). В 1805 инженером И. К. Герардом начаты прокладка восточного участка Обводного канала , углубление и расширение старого русла. Работы продолжены в 1816—33 под руководством инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. Обводный канал стал южной границей города. В навигацию 1835 открылось судоходство по всей трассе (прекратилось в начале ХХ в. в связи с увеличением осадки судов). Во второй половине XIX в. Обводный канал фактически стал открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных промышленных предприятий. На Обводном канале имеются 17 городских и 2 железнодорожных моста. В застройке набережных Обводного канала доминируют промышленные предприятия, вокзалы и депо. Архитектурные памятники классицизма: здание бывшей Духовной академии (дом 7, 1817—19, архитектор Л. Руска), Измайловские провиантские магазины (дома 169—173, 1819—21, архитектор В. П. Стасов). В 1840-х гг. возведён комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка (дома 23—39, архитекторы А. П. Гемилиан, И. Д. Черник), особняк Т. Дылева (дом 155, архитектор И. А. Монигетти). Во второй половине XIX — начале XX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО «Красный треугольник»), Воскресенская церковь (дом 116, 1904—08, архитекторы А. Л. Гун, Г. Д. Гримм), Дом просветительных учреждений (дом 181, 1912, архитектор Н. В. Дмитриев; ныне ДК имени А. Д. Цюрупы) и др. В 1878 на Новой бумагопрядильной фабрике (дом 60, ныне прядильно-ткацкая фабрика имени П. Анисимова) произошла забастовка, в которой участвовал П. А. Моисеенко (Анисимов). В доме 221 в 1890—91 на квартире рабочего Ф. А. Афанасьева собирался рабочий марксистский кружок под руководством Л. Б. Красина. В доме 124 в квартире В. И. Прошина осенью 1895 на собрании рабочего кружка выступал В. И. Ленин (мемориальная доска). В мае 1896 рабочие Российской бумагопрядильной мануфактуры первыми начали общегородскую стачку текстильщиков (дом 225; мемориальная доска). На набережной Обводного канала у дома 163 в 1904 был убит эсером Е. С. Созоновым министр внутренних дел В. К. Плеве. В 1930-х гг. начались расчистка и углубление Обводного канала (архитектор К. М. Дмитриев, инженер И. Б. Тарасенко), сооружена бетонная набережная между Балтийским вокзалом и проспектом Газа. В 60-х гг. было в основном завершено строительство набережных, реконструирован ряд мостов. На набережных Обводного канала находятся: автовокзал № 2 (дом 36), 1-я ТЭЦ (дом 76), завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова (дом 118), прядильно-ниточный комбинат «Советская звезда» (дом 158), коксогазовый завод (дома 72—74), завод холодильников (дом 88), экспериментально-мебельная фабрика «Интурист» (дом 193) и другие промышленные предприятия; проектные институты «Ленгипрогаз» (дом 94/1), «Ленаэропроект» (дом 122), ДК имени Карла Маркса (дом 114), Клуб имени 10-летия Октября (дом 62).

Литература:
Воложенинов И., Обводный канал, «БА», 1970, № 5;
Ленинград. Путеводитель, 2 изд., Л., 1988, с. 196—202.


Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1992.